Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
» » Подготовка к итоговой аттестации

Подготовка к итоговой аттестации


В школе-интернате №13 ведется целенаправленная работа по подготовке к выпускным экзаменам, которая основана на Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 190/1512, Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 года № 189/1513, на основании Приказа Министерства образования и науки Республики Башкортостан №1247 от 10.12.2020 года, а также на материалах сайта «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ).
Подготовка к итоговой аттестации осуществляется планомерно и систематически и начинается задолго до того, как обучающиеся приходят в 10класс. Данная деятельность включает в себя устную работу с текстами, подготовку к написанию изложения, сочинения, задания на развитие всех видов компетенций, включенных в контрольные измерительные материалы:
- лингвистической компетенции, то есть умения проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковой компетенции, то есть практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдения языковых норм;
- коммуникативной компетенции, то есть владения разными видами речевой деятельности, умения воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умения обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, а телевидение и компьютер, заменившие общение с книгой, не способствуют улучшению устной и письменной речи, особенно остро стоит задача мотивации обучения русскому языку. Поэтому первое, с чего начинается подготовка обучающихся к выпускным экзаменам, - это постановка и осознание ими цели предстоящей работы, установка на деятельность, создание ситуации успеха на уроке, как одного из путей активизации познавательной деятельности.
Подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 10 класс. Но более активно к экзамену мы начинаем готовить обучающихся с 9 класса. Учащиеся знакомятся с формой проведения экзамена, требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации, выполняют задания, аналогичные экзаменационным.
В 10 классе тематическое планирование составляется так, чтобы к началу последнего триместра весь программный материал был изучен, и все оставшееся время можно было заниматься повторением пройденного материала и подготовкой к экзамену.
В начале учебного года проводится диагностика по выявлению «пробелов» в знаниях обучающихся, которая учитывается при планировании уроков: дидактический материал подбирается так, чтобы с его помощью можно было не только изучить новый материал, но и повторить пройденное в 5-9 классах. Так в течение учебного года повторяются и систематизируются разделы «Орфография» и «Пунктуация». При необходимости наиболее сложный материал оформляется в виде карточек-таблиц, которыми обучающиеся могут пользоваться при выполнении домашних заданий и самостоятельных работ.
Работа по формированию речевых умений и навыков ведется с 5 класса. Обучающиеся учатся не только грамотно оформлять текст с орфографической и пунктуационной стороны, но и использовать в речи различные языковые средства, соответствующие стилю, теме и задаче высказывания.
В 9-10 классах часто дается задание составить текст по определенным параметрам (например, рассуждение на определенную тему, состоящее из 5-6 предложений, одно из которых сложносочиненное, одно – сложноподчиненное, одно – осложнено причастным оборотом, одно – сравнением). Подобные упражнения помогают обучающимся лучше разобраться в строении предложения и избежать грамматических и речевых ошибок.
Способами тренировки также являются мини-изложения, свободные диктанты, фрагменты сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. различные виды речевой деятельности.
При подготовке к экзамену в 9-10 классах большое внимание уделяется различным видам самостоятельной работы: работа с учебником, анализ текста, членение его на части (микротемы), формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей. Все эти виды работ направлены на развитие самостоятельности мысли обучающихся, что и потребуется на экзамене и в дальнейшей жизни.
Один из важных этапов подготовки к государственному экзамену по русскому языку в 12 классе начинается после сдачи обучающимися 10класса экзамена по русскому языку и получения его результатов. Анализируются оценки, вспоминаются задания, которые вызвали затруднения. Работа с заданиями начинается с лета: вместе со списком художественных произведений для прочтения обучающимся дается задание записывать в читательском дневнике не только впечатления от прочитанного, но и пытаться сформулировать увиденные проблемы произведения. Это понадобится для составления «банка» аргументов из художественных произведений.
В начале учебного года обучающиеся получают адреса рекомендованных интернет-сайтов для самостоятельного выполнения различных демонстрационных вариантов творческих работ.
На уроках русского языка, литературы, коррекционно-развивающих, внеурочных занятиях подобно изучаются теоретические темы: Изложение. Сжатое изложение. Проблема текста. Авторская позиция. Аргументация собственной позиции. Композиция сочинения. Речевое оформление изложения и сочинения. После изучения каждой теоретической темы обучающиеся знакомятся с критериями оценивания каждого вида задания, затем материал закрепляется практическими заданиями, которые выполняются коллективно, с комментариями, самостоятельно, Изложения и сочинения обучающиеся пишут и на уроках русского языка, и на уроках литературы.
Кроме того, в рамках подготовки к итоговой аттестации в ГБОУ школа-интернат №13 проводятся тренировочные мероприятия: устное собеседование, изложение с творческим заданием. Это необходимо для отработки процедуры их проведения, а также для мониторинга качества подготовки выпускников с целью устранения проблемных моментов.
Подготовка к выпускным экзаменам не мыслима без помощи родителей, которая заключается в психологической поддержке, в создании спокойной рабочей атмосферы в доме, а также в совместной тренировке по экзаменационным заданиям, как в устной, так и в письменной форме. Положительные результаты в итоговой аттестации возможны только при тесном взаимодействии «педагог-ученик-родитель».
Также важную роль в подготовке выпускников к экзаменационным испытаниям и последующей самостоятельной жизни является успешное сотрудничество с воспитателями, школьной психологической службой, социальным педагогом. Школьный психолог, проводя тестирование, различные формы обследования, выявляет склонности обучающихся к той или иной специальности, возможности проявления определенных способностей в той или иной сфере. Социальный педагог корректирует погрешности воспитания и поведения, определяет уровень социальной помощи выпускнику, если он в ней нуждается. Благодаря большой профориентационной работе, которую на протяжении нескольких лет проводят кураторы классов и воспитатели, обучающиеся к последнему году обучения готовы к осознанному выбору профессии, приобретают определенные навыки и умения по рекомендованным им профессиональным направлениям. Предполагая в будущем приобрести какую-либо специальность или продолжить обучение по этой специальности, выпускники хорошо представляют, какую подготовку необходимо пройти, что значительно сокращает время выбора профессии и сопутствующие этому стрессовые ситуации.
Таким образом, можно отметить, что благодаря слаженной работе всех педагогов и специальных служб выпускники школы достаточно хорошо подготовлены и к экзаменационным испытаниям, и к осознанному выбору профессии.

Юмагулова В.Г., учитель русского языка и литературыскачать dle 10.4фильмы бесплатно
7-04-2021, 18:02
2015 © ГБОУ Уфимская школа-интернат №13

450092, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Батырская, 8/3
+7(347)255-20-21