Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
» » Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам

Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам


Общеизвестно, что основная задача по подготовке обучающихся к выпускным испытаниям, как всегда, возложена на преподавателей. Как, располагая разработанной методикой, профессиональными знаниями, помочь обучающимся подготовиться к итоговому испытанию, сформировать позитивное восприятие выпускного экзамена? Этот вопрос является актуальным в течение всего учебного года, ведь государственный выпускной экзамен должен обеспечить объективную оценку качества полученных знаний по основным дисциплинам в соответствии с федеральными государственными стандартами.
Объектом изучения в данной статье является определение роли учителя-предметника в подготовке обучающихся к выпускным экзаменам. Виды деятельности педагогов весьма разнообразны и направлены, прежде всего, на формирование прочных знаний по предмету, а также на формирование умений предъявить эти знания на экзамене. Например, на экзамене по русскому языку перед выпускником ставится задача по созданию текстов разных типов: изложения и сочинения-рассуждения, то есть проверяются не только грамотность выпускника, но и его коммуникативные навыки.
Главную роль в подготовке к экзамену играет учитель, преподающий этот учебный предмет. В течение учебного года проводятся тренировочные экзамены, выполняются пробные работы с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к экзаменационным испытаниям. Поводятся дополнительные занятия, консультации, встречи с родителями. Разрабатываются рекомендации и инструкции по выполнению того или иного вида творческой работы. Все это является важной и необходимой составляющей работы учителя.
Однако невозможно не отметить и большую роль учителей, которые не принимают непосредственного и прямого участия в подготовке к экзаменам. Каждый учитель-предметник, будь то историк, географ, биолог, вносит свою лепту в формирование тех или иных навыков выпускника, которые впоследствии играют положительную роль на экзамене. На уроках по предметам гуманитарного цикла обучающиеся развивают коммуникативные навыки, расширяют словарный запас, получают информацию, которую можно использовать при написании творческой работы.
На уроках по предметам естественно-научного цикла будущие выпускники учатся прослеживать причинно-следственные связи, обучаются логике мышления. На уроках естественных наук учителя большое внимание уделяют работе над теоретическим материалом: закрепляются умения пересказывать текст; определять его главную мысль; умения правильно определять организмы разных классов, формулировать выводы при выполнении практических работ. Во время уроков систематически ведётся работа над развитием устной и письменной речи. Подобные умения и навыки существенно улучшают качество экзаменационных работ.
Именно комплексный подход при подготовке школьников к итоговой аттестации поможет в достижении максимального образовательного результата. Использование такого подхода вместе с введением новых методов и технологий обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует высокий уровень самостоятельности и ответственности.
На успешность сдачи экзаменов влияют:
1.Информационная готовность.
2.Содержательная (предметная) готовность.
3.Психологическая готовность.
На решение этих задач во многом направлена работа школьных предметных методических объединений. На заседаниях МО рассматриваются вопросы методики преподавания предмета и их усовершенствование, вопросы по внедрению успешных технологий, обсуждаются методы по повышению мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся.
На одном из заседаний МО учителей филологических дисциплин был рассмотрен вопрос различения логопедических и орфографических ошибок в письменной речи учащихся. Данный вопрос имеет большое практическое значение для исключения подобных ошибок при написании творческих работ. Учителя-логопеды провели практическое занятие, показав возможные пути исключения логопедических погрешностей в письменной речи учащихся.
При подготовке к экзаменационным испытаниям неоценима роль внеурочных занятий, на которых обучающиеся усовершенствуют навыки по созданию творческих работ. Итогом занятий в этом году явилась публичная защита учащимися 7а, 9а, 12а классов своих сочинений: необходимо было доказать, что работа выполнена именно в жанре сочинения-рассуждения: приведены определенные тезисы, а к ним доказательства и примеры из художественной литературы или из жизненного опыта. Именно такие требования предъявляются к экзаменационной работе выпускника. Таким образом, проверялись теоретические знания выпускников, их коммуникативные навыки, а также умение выступать перед аудиторией. По результатам защиты работ учащиеся убедились в необходимости владеть не только навыками письменной, но и устной речи.
Учащиеся 5а, 6а и 6б классов в течение года также были вовлечены во внеурочную деятельность. Результатом этой работы явилась защита проекта «Волшебный мир Андерсена». Ребята должны были изучить биографию знаменитого сказочника, прочитать его замечательные сказки, проанализировать их, нарисовать рисунки, выполнить творческую работу и выступить с ее защитой перед аудиторией. В целом работа была достаточно сложная, но ребята с ней успешно справились. Для обучающихся среднего звена это был полезный опыт выполнения творческих заданий и первый шаг в проверке своих коммуникативных навыков.
В будущем учебном году в работе школьных методических объединений необходимо учесть следующие задачи: изучение и пропаганда передового опыта учителей, анализ методов преподавания учебного предмета, обучение учащихся определению межпредметных связей и использование знаний разных предметов на уроках, развитие навыков самостоятельного решения той или иной учебной проблемы, обучение учащихся управлению процессом получения и усвоения знаний. Все это, несомненно, поможет существенно повысить уровень подготовки учащихся к выпускным экзаменам.

Учитель русского языка и литературы Л.П. Булатова

Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменамРоль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменамРоль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменамРоль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам
Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменамРоль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам
Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменамРоль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам
Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам
Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменам
Роль учителя-предметника в подготовке учащихся к выпускным экзаменамскачать dle 10.4фильмы бесплатно
7-06-2021, 08:17
2015 © ГБОУ Уфимская школа-интернат №13

450092, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Батырская, 8/3
+7(347)255-20-21